Беседа как форма воспитательной работы с несовершеннолетними очень распространена. Но с точки зрения методики осмыслена она недостаточно. Каждый педагог провёл со своими воспитанниками не одну сотню бесед. Но кто из них скажет исчерпывающе: как эти беседы следует вести, какие правила соблюдать, какие слова необходимо произнести? Наконец, какую из бесед можно считать удачной, результативной? Очень трудно ответить на эти вопросы в полной мере. А ведь педагоги вступают в контакт с детьми постоянно, часто - без подготовки, нередко - в состоянии возбуждения, обиды, раздражения. Кто из них не испытывал чувства сожаления, даже вины, после словесного столкновения с несовершеннолетним именно потому, что неправильно выбрал тон разговора, слова, место или время? И в результате надолго, если не навсегда, испортил отношение с воспитанником...
Воспитательная беседа с ребенком - в высшей степени не простая процедура. Ведь надо учесть бесконечное разнообразие детей, их жизненный опыт, каким бы малым он ни был, принять во внимание внутренние, невидимые постороннему глазу проблемы и защиты, традиции и установки, унаследованные от родителей, формы поведенческих реакций, обусловленные типом нервной системы и моторикой.
Есть общие правила, которые должны иметь в виду педагоги, и частные правила - алгоритмы, которые целесообразно учесть взрослому, беседующему с ребёнком.
Принципы взаимодействия педагога и воспитанника:
- Человек должен искренне интересоваться другими людьми.
- Понять, что хочет ваш собеседник.
- Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника.
- Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
- Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям детей.
- Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
- Задавайте собеседнику вопросы, тем самым добиваясь, чтобы воспитанник сам оценил собственный поступок или поведение.
- Пусть ваш собеседник считает, что эта мысль принадлежит ему.
- Чаще выражайте детям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке
- Создайте детям хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать.
- Давайте людям возможность спасти свой престиж.
- Взывайте к более благородным мотивам.
- Драматизируйте свои идеи, задевайте за живое, подавайте их эффектно.
- С самого начала беседы придерживайтесь дружелюбного тона.
- Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.
- Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
- Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинства собеседника.
- Если вы хотите нравиться людям — улыбайтесь. Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда.
- Имя человека — самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
Некоторые рекомендации к проведению индивидуальной беседы
Будем помнить: на разных возрастных этапах проблемы детей разные, и поэтому беседу следует проводить дифференцированно.
Существует три главные возрастные группы:
младшие дети школьного возраста,
подростки,
юноши и девушки.
Особенность их поведения связана с ведущими базовыми психосоциальными потребностями, с доминантами, которые определяют мотивацию, структуру внутренних проблем и, следовательно, способы их устранения (формы самопомощи).
Невозможно понять поведение ребёнка, а тем более изменить его, если мы не узнаем характер его потребностей и не удовлетворим их. Потребность — как жажда, как голод: пока не удовлетворена, ребёнок не будет вести себя правильно, социально приемлемо.
Структура потребностей человека такова:
младший возраст — потребность в защищённости, безопасности;
подростковый — потребность в признании, уважении, определённом социальном статусе среди сверстников;
юношеский возраст — потребность в смыслах жизни (т.е. жизненных целях, ценностях, идеалах, ради которых стоит жить);
взрослый — потребность в самореализации, самоосуществлении.
Кроме того, человек во все времена испытывает потребность в здоровье, в радости (удовольствии), в счастье. Естественной базовой потребностью является потребность в познании, деятельности. Другие многочисленные потребности вторичны и вытекают из базовых.
Беседа с ребенком младшего школьного возраста
Младший школьник живёт в отношениях преимущественно эмоциональных, до конца неосознаваемых переживаний. Если эти отношения богаты, разнообразны, наполнены положительными эмоциями, то ребёнок полноценно развивается: он весел, активен, открыт, добр, незлобен. Если же отношения неполноценны, и он чувствует отчуждение окружающих: его бранят, им недовольны, его не ласкают, и ребёнок, как цветок без влаги и солнечного тепла, сохнет, увядает, сжимается. В нём растут обида, боль, которые рано или поздно перейдут в злобность, агрессию, на первый взгляд — немотивированную.
Бесполезно давать многочисленные советы — малыш их не запомнит. Необходимо одно: медленно, терпеливо менять отношение ребёнка к самому себе — поднимать его самооценку, внушать ощущение силы, повышать уверенность в себе и учить конструктивному способу поведения.
Примерный алгоритм действий таков:
Выявите проблемы ребёнка, его скрытые психические защиты. Безответственность, неуравновешенность нервной системы. Потребуется как можно тщательнее изучить условия воспитания в семье, стереотипы поведения, состояние здоровья.
Выявите препятствие (чаще всего оно связано с заниженной самооценкой) и начинайте корректировать само отношение, внушать необходимую модель поведения.
Организуйте изменение отношения окружающих. У школьника появились товарищи, ребята взяли его в свою команду.
Поддерживайте конструктивное поведение: похвалите в нужное время, зафиксируйте внимание сверстников на успехе, пусть и незначительном.
Вовлекайте в процесс коррекции родителей, товарищей по дому, подъезду, двору (с помощью социального педагога).
Давайте индивидуальные поручения, которые ребёнку посильны и которые отвечают его способностям, интересам, склонностям (Организуйте успех)
Беседа педагога с подростком
В подростковом возрасте этап семейного развития пройден, поле социального самоутверждения расширяется, семейные ценности, формы самоутверждения подвергаются переоценке. Новые способы поведения приходится осваивать «на ходу», в победах и поражениях. Подросток — экспериментатор поневоле. Синяки и шишки (в том числе душевные) постоянны, и хотя не видны, но очень болезненны. Подросток часто ощущает себя ни на что не годным, беспомощным и одиноким.
Референтной группой, становятся сверстники — мир беспощадный и жестокий. Здесь признание необходимо завоёвывать самому. Нужны воля, знания, физическая сила, а их не хватает. Понаблюдайте подростков в игре, как ожесточённо они спорят, кричат, обвиняют друг друга. Они всё время состязаются, пробуя друг друга «на прочность». Развитие идёт трудно, болезненно. В этом возрасте особенно недопустимо унижать, оскорблять, подрывать самооценку подростка: в нём вызревает чувство собственного достоинства, которое можно назвать совестью, честью, духовностью, что составляет стержень личности, её нравственность, социальную ценность. Такова общая закономерность развития подростка, которая указывает тактику поведения воспитателя.
Начало разговора с подростком сразу же должно снять смысловой барьер, установить доверие. Здесь ни в коем случае не должно быть угроз, обвинений. Выражение вашего лица, тон, первые фразы должны рассеять страх, напряжение. Дайте ученику понять, что отношение ваше к нему не изменилось в худшую сторону. Первыми словами могут быть: «Я тебя понимаю, ты защищал своё достоинство перед друзьями», «Ты правильно сделал, что не струсил, не промолчал, стал действовать...», «Со мной был аналогичный случай...»
Слова могут быть другими, но за ними всегда должна стоять ваша вера в добрые намерения подростка: «Я знаю, ты хотел справедливости...»
Постарайтесь, чтобы он рассказал вам о событии. В процессе рассказа задайте уточняющие вопросы, чтобы ученик назвал подлинные свои действия: «ударил», «взял без спросу (украл)», «ответил грубо, неуважительно», «урок был сорван» и т.д. Добиться такого рассказа — честными и прямыми словами передать случившееся, — это значит, что ученик оценил себя, наказал себя, признал вину. Это уже самовоспитание. Спросите: как ученик сам оценивает своё поведение? Вы идёте дальше — добивайтесь честной, объективной оценки — важнейшего смысла и цели беседы.
После этого перескажите события. Говорите спокойно, бесстрастно, называя вещи своими именами: «развязал драку», «сорвал урок», «оскорбил учителя» и т.д. Затем дайте свою оценку случившемуся. Вплоть до перечисления статей Уголовного кодекса, под которые подпадает проступок ученика, если бы он был совершеннолетним.
Сопоставьте две оценки, воспитанника и вашу, что поможет окончательно выяснить суть дела. В этой части беседы ребенок должен признать свою вину. Если же он не виноват и учитель неправ, признайте свою вину, иначе беседа не имеет смысла, а то и отрицательно скажется на воспитании, на ваших отношениях с ребёнком. Может быть, самый важный этап беседы — поиск вместе с учеником социально приемлемых моделей поведения. На этом этапе идёт обучение самоанализу, поиск оптимального поведения. И хоть это совместное действие, важно, чтобы подросток принял решение сам. А учителю останется похвалить его за мудрость и здравомыслие, дать поведенческую установку на будущее.
Как итог беседы — подчеркните ум, взрослость, подростка, выскажите уверенность в том, что в следующий раз он не совершит ошибки, ибо впредь будет думать, прежде чем что-нибудь предпринять.
Произнесите ключевую фразу: «Верю, что впредь подобного ты не допустишь, и такого разговора больше не понадобится. Забудем о нём». Всё. Ваши отношения не разрушены, вы дали воспитаннику возможность сохранить свой имидж, высокую самооценку, чувство собственного достоинства. А это уже путь к созидательному, конструктивному поведению, образу жизни.
Беседа с учащимся юношеского возраста
Ведущая потребность юношеского возраста — в смыслах жизни.
Разговоры «про жизнь» хорошо вести с юношами в неформальной обстановке. Взрослым они могут показаться абстрактными и ненужными, но молодым людям они нужны, как воздух.
По каким же правилам строить беседу с взрослым воспитанником?
Главная цель — привести собеседника к искреннему пересмотру тех целей и ценностей, ради которых было совершено действие. Доказательства искренности: переживание, раскаяние, слова извинения. Как всегда, беседу начните с признания достоинства, выражения доверия: «Я знаю, что ты искал справедливость, правду...», «Верю, что ты стремился действовать честно...», «Я благодарю тебя, что ты откровенно высказал то, что думаешь...», «Возможно, я бы на твоём месте действовал так же...»
Очень важно услышать от школьника слова: «Да», «Да, это правда», «Да, я хотел, как лучше». Это уже — точки соприкосновения, помогающие снять защитную реакцию.
Используйте и такой приём, как апелляцию к мнению окружающих.
Привлеките к беседе значимых для юноши лиц — воспитателей, друзей, юристов.
Диалог в беседе с взрослым учеником постарайтесь выстроить логично, аргументированно, вещи называть своими именами: подлость — подлостью, кражу — кражей. Постарайтесь добиться, чтобы юноша прямо и недвусмысленно оценил свой поступок. Честное признание и раскаяние — шаг к исправлению. Если молодой человек уклоняется от честной самооценки, то учитель сам должен прямо и недвусмысленно дать нравственную и общественную характеристику поступка. Это не значит, что после этого должно обязательно последовать наказание. Напротив, после столь напряжённой и трудной беседы необходима апелляция к разуму воспитанника: «Подумай на досуге...»
Иногда достаточно одного эмоционального аргумента. От этого зависит и продолжительность беседы, и количество слов.
Очень важно, как закончить беседу. Самое главное — дать юноше возможность «сохранить лицо», имидж среди друзей, взрослых и в своих глазах. Нельзя, чтобы воспитанник чувствовал себя «побитым».
раскрыть » / « свернуть