Понимать трудности, с которыми сталкивается ребенок при переходе в основную школу и, постепенно приучая его к самостоятельности, не отказывать ребенку в помощи при подготовке к уроку, мотивируя отказ тем, что он уже вырос.
Научить ребенка организовывать свой труд (вести дневник, планировать выполнение домашнего задания, подготовить рабочее место, собрать все необходимое для школы).
Помочь ребенку запомнить все фамилии, имена, отчества учителей-предметников и классного руководителя.
Обеспечить соблюдение ребенком оптимального для его возраста режима дня.
Никогда не обсуждать с ребенком учителей, формировать положительное отношение ребенка к школе.
Создать необходимые условия для полноценного отдыха ребенка в свободное от учебы время (посещение бассейна, спортивных площадок, прогулки на свежем воздухе и т. д.).
Верить в своего ребенка, опираться на его реальные возможности, обеспечить ему эмоциональный комфорт дома.
Рекомендации педагога - психолога учителям – предметникам в 5 классе
Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.
Учитывать, что высокий темп – одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.
Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.
Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.
Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.
Создавать обстановку успеха.
Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.
Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы.
Налаживать эмоциональный контакт с классом.
Рекомендации педагога - психолога классным руководителям
Совместно с педагогом-психологом, сопровождающим 5-е классы, помогать ученикам в налаживании эмоционального контакта с одноклассниками (для этого необходимо помочь новым ученикам запомнить имена одноклассников, фамилии, имена, отчества учителей-предметников, проводить беседы и игры, позволяющие детям лучше узнать друг друга и т. д.).
Постоянно поддерживать контакт с родителями учеников.
Осуществлять психологическую поддержку ребенка.
Для этого необходимо:
- Опираться на его сильные стороны.
- Избегать подчеркивания промахов.
- Показывать, что Вы довольны Вашими учениками.
- Уметь и хотеть демонстрировать внимательное отношение к каждому ученику Вашего класса.
- Внести юмор во взаимоотношения с детьми.
- Знать обо всех попытках ученика справиться с заданием.
- Уметь взаимодействовать с ребенком.
- Позволять ученику самому решать проблемы, где это возможно.
- Принимать индивидуальность каждого ребенка.
- Проявлять эмпатию и веру в учеников.
- Демонстрировать оптимизм.
Поддержать можно посредством:
- отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперёд!», «продолжай»);
- высказываний («я горжусь тобой», «мне нравиться, как ты работаешь», «я рада твоей помощи», «все идет прекрасно»);
- прикосновений (потрепать по плечу, дотронуться до руки, обнять ребенка);
- совместных действий, физического участия (во время труда и отдыха);
- выражения лица (подмигивание, улыбка, кивок, смех).
Психолого-педагогические требования, касающиеся интеллектуального развития ученика, переходящего в 5 класс:
- Развитие мышления:
- умение выделять главное и обобщать;
- умение разделять существенные и несущественные признаки предметов;
- умение сравнивать;
- умение рассуждать;
- умение делать выводы;
- умение доказывать.
- Развитие памяти:
- умение организовать процесс не механического, а логического, осмысленного запоминания, умение пользоваться средствами заучивания;
- Развитие внимания:
- произвольность внимания;
- устойчивость внимания в течение урока.
4. Развитие речи:
- понимание смысла изученных понятий и
- связное изложение своих мыслей;
- умение доказать свою мысль;
- достаточный словарный запас;
- грамотность (в соответствии с программными требованиями по русскому и белорусскому языку).
Психолого-педагогические требования, касающиеся поведения и общения ученика, переходящего из начальной школы в 5 класс
- Общие требования, касающиеся общения:
- умение сочувствовать и сопереживать;
- уважение ко всем людям;
- неагрессивность;
- способность к поиску новых форм поведения взамен неэффективных.
- Общение со сверстниками:
- умение работать в группе, в паре;
- умение общаться со сверстниками вне учебной деятельности;
- - умение разрешать конфликты мирным путем.
- Общение с классным руководителем, учителями:
- умение устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне учебной деятельности;
- отсутствие боязни учителя, уважение к учителю.
- Соблюдение социальных и моральных норм:
- способность к ответственному поведению;
- понимания и соблюдение классных и школьных социальных и этических норм, правил поведения.
- Отношение ученика к себе:
сентябрь, 2021
разгарнуць » / « згарнуць